<МЕТА NAME="keywords" CONTENT="Селивёрстова Галина Анатольевна">

Апробация учебника

Апробация учебников

1.Общие сведения:

Регион: Ростовская область, город Батайск

 

Вид общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

 

Количество часов на предмет в неделю: 3 часа (10-«А»); 2 часа (10-«Б»)

 

Апробируемый учебник:  «Русский язык.10 класс».

Авторы: Г.А. Богданова,  Е.М. Виноградова

 

Профиль класса: 10-«А» – гуманитарно-правовой; 10-«Б» – общеобразовательный

 

Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 49 обучающихся

 

Ф.И.О. учителя:  Селивёрстова  Галина Анатольевна

 

Стаж работы: 26 лет

 

Категория: высшая

 

Награды: отраслевая награда:

Значок «Почётный работник общего образования Российской Федерации»

 

Учёная степень: нет

 

Контактный телефон:  (86354) 5-73-47

 

2.  Соответствие учебника требованиям стандартов по предмету (имеется ли превышение, включены ли все элементы стандарта)

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).

Имеются все необходимые  элементы стандарта.

Имеется превышение стандарта в развитии лингвистической компетенции путём расширения сведений о лингвистике как науке, элементах её истории, направлениях современных исследований, о выдающихся учёных-лингвистах и их научных идеях.

 

3.  Основной текст. Содержание.

1)  соответствует ли стиль и доступность изложения профилю класса

Стиль изложения материала  соответствует гуманитарно-правовому профилю класса. Учебник доступен также и  для общеобразовательного класса.

2)соблюдается ли логика изложения учебного материала

Логика изложения учебного материала соблюдается. Заложенные в программу принципы фундаментальности и системности в учебнике соблюдены.

4.  Методический аппарат учебника.

1)  заложены ли возможности для уровневой дифференциации

Возможности для уровневой дифференциации в учебнике заложены.

2)  заложены ли возможности для организации разнообразной деятельности учащихся

Возможности для организации разнообразной деятельности учащихся заложены.

3)  каким методическим комплектом обеспечен учебник

Учебник обеспечен авторской программой создателей данного учебника: Г.А. Богданова, Е.М. Виноградова «Программа курса «Русский язык». 10–11 классы».

5. Дополнительный материал учебника.

1)  иллюстрации, качество их подбора и дидактическая нагрузка

Иллюстраций немного – портреты русских лингвистов. Они даются рядом со статьёй учебника, рассказывающей о данном учёном, и дополняют информацию текста. Учитывая возраст обучающихся, на мой взгляд, этого для данного учебника достаточно. Тем более, что учебник насыщен добротными таблицами и схемами, позволяющими  организовать как  качественное повторение изученного ранее, так ознакомиться с новым материалом, систематизировать его.

2)  дополнительный материал учебника

Дополнительный материал представлен на форзацах учебника в виде схем и таблиц: «Части речи в русском языке», «Морфемы», «Основные разделы русистики и объекты изучения». Также дополнительный материал представлен в рубриках учебника: «Из истории слов», «Это интересно знать».

3)  справочный материал учебника

Справочный материал представлен в приложении и включает в себя следующие разделы:

  • планы разборов (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный);
  • лингвистические и литературоведческие термины – средства выразительности языка.
  • условные сокращения.

6.Основные идеи и воспитательный потенциал учебного пособия

Учебник обладает большим воспитательным потенциалом. Он воспитывает чувство любви к русскому языку – одному из самых богатых языков мира, – воспитывает чувство гордости за народ, создавший такой язык. Учебник способствует воспитанию осознанного и личностно-мотивированного изучения русского языка.

7.Сравнительные особенности с аналогичными учебными пособиями других авторов

Если сравнивать данный учебник с аналогичным учебником других авторов, например, «Русский язык. 10–11.Грамматика. Текст. Стили речи», авторами которого являются А.И. Власенков и Л.М Рыбченкова, то для меня виден ряд преимуществ, которыми обладает учебник  авторов: Г.А. Богдановой и Е.М. Виноградовой.

Прежде всего, данный учебник выигрывает с точки зрения формы, визуального восприятия:  параметры размера учебника,  шрифт, отступы и интервалы, заголовки разделов и параграфов, обложка и  переплёт – всё  оформление выполнено в стиле лучших традиций советской школы и в духе современных тенденций. Даже по внешним признакам ощущаешь фундаментальность учебника, его основательность и любовь самих авторов к своему детищу.

С точки зрения содержания данный учебник, бесспорно, лучше.

Это проявляется в области изучения следующих разделов курса:

  •  «Введение в науку о языке»;
  •  «Лексикология. Лексикография. Орфография. Культура речи»;
  • «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»;
  • «Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи» ;
  • «Морфология. Орфография. Культура речи».

Во-первых, хорошо, что сложнейшие разделы «Орфография», «Культура речи», чётко обозначенные в структуре содержания учебника, изучаются в тесной связи с конкретными разделами курса. Это позволяет учителю реализовывать системный подход в преподавании предмета и работать над этими разделами постоянно.

Во-вторых, в другом учебнике  заявлено в обращении к обучающимся: «Вы уже многое знаете о русском языке…» (с.3) – и этот тезис является решающим в отборе теоретического материала. Отсюда мало правил, связанных с повторением изученного ранее; система повторения в основном строится на системе вопросов, которые предлагаются в начале каждого раздела, и упражнений. Данный же учебник позволяет учителю и обучающемуся систематизировать и обобщить знания о разных уровнях языка, опираясь на богатый теоретический материал учебника, включающий практически все сведения,  правила, которые изучались ранее. Ведь, к сожалению, далеко не все ученики, приходящие в 10 класс, хорошо знают предмет. Изучая русский язык  по данному учебнику, на каждом уроке ученик  в той или иной форме может повторить изученное ранее, не обращаясь к другим учебным пособиям или таблицам, потому что всё это в достаточной степени он найдёт в своём учебнике. Именно поэтому данный учебник является настоящей находкой для учителя и для учеников-старшеклассников. Кроме того, учебник дополняет изучаемые разделы  новыми сведениями, расширяя круг знаний о лингвистике как науке, элементах её истории, направлениях современных исследований, о выдающихся учёных-лингвистах и их научных идеях.

В-третьих. Важно, что данный учебник даёт широкие энциклопедические знания культуроведческого аспекта о русском языке как форме выражения культуры.

В-четвёртых. Учебник создан с  учётом новой формы итоговой аттестации. Это проявляется не только во включении заданий тестовой формы в  саму структуру учебника, но и во всей системе заданий к упражнениям, а также во всей системе подачи материала: задания построены так, что практически все они направлены на поддержку  будущего выпускника при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку. Причём создатели учебника акцентируют внимание на наиболее сложных моментах грамматики, подробно давая объяснение таким явлениям, которые ранее только затрагивались вскользь, а в сравниваемом учебнике вообще не затрагивались.

В-пятых. Хорошо, что в данном учебнике приводится список лингвистических и литературоведческих терминов – средств выразительности языка, причём не просто приводится, а приводится с указанием страницы, на которой дано объяснение данного понятия. В сравниваемом учебнике такой справочник я вынуждена была создать самостоятельно, чтобы в любой момент можно было обратиться к нужному термину и повторить его при необходимости.  

 

8.Основные трудности использования пособия в учебном процессе

Следует отметить определённые трудности в использовании данного учебника:

  • сложно работать с заданиями к упражнениям:  к каждому упражнению заданий даётся достаточно много и они весьма разнообразны (и это хорошо!), но задания не пронумерованы, поэтому возникает трудность, если учитель хочет дать классу или отдельным учащимся  не все задания, а только некоторые (что бывает достаточно часто!).
  • отсутствует электронное приложение к учебнику. Хорошо, если в будущем к учебнику будет прилагаться диск, созданный по типу диска, который прилагается к учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М.Разумовской.          

 

9.      Особенности вашего региона и возможности дальнейшего использования в нём данного пособия.

10-е классы зачастую у нас формируются из учащихся разных 9-х классов и дополняются представителями других школ города, которые также учились по разным учебникам и имеют различный уровень знаний по русскому языку.

10.  Системность, преемственность. Возможность использования в рамках различных педагогических технологий

Системность в изучении материала  и преемственность в его подаче – эти важнейшие принципы основательно заложены создателями данного учебника и реализованы в полной мере.

Учебник построен с учётом личностного и компетентностного подходов в обучении старшеклассников. Это даёт возможность использовать учебник в рамках различных педагогических технологий:  применять методы и приёмы личностно-ориентированной технологии, а также технологии  проблемного обучения.

11. Размещение, по мере возможности, информационных материалов по апробации в СМИ регионального и федерального уровней

12.  Представление разработки урока по апробированному учебнику.

Разработка урока  по теме: «Язык как особая знаковая система».

Цели урока: систематизировать, и углубить знания о русском языке как об особой знаковой системе, об основных функциях языка; развивать навыки аналитической деятельности; развивать устную и письменную речь на основе создания   текстов типа рассуждение, работы с лексическим значением слова; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Ход урока

1.      Проверка домашнего задания.

1.1.     В текст упражнения 3 вставить пропущенные буквы, недостающие знаки препинания и раскрыть скобки.  1 ученик.

(Работа выполняется на компьютере с отсканированным текстом упражнения и демонстрируется на экран через мультимедийный проектор.)

1.2.Беседа по вопросам упражнения:

  • В каком значении употреблено слово язык в стихотворении А.С. Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?
  • Употребляется ли слово в таком значении сейчас?
  • Используя высказывание И.И. Срезневского, объясните связь между двумя значениями слова язык.
  • Приведите примеры, доказывающие связь русского языка с историей и культурой русского народа.

1.3. Проверка домашнего упражнения (экран мультимедийного проектора), комментарии по необходимости.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Беседа:

  • Какие общественные функции выполняет русский язык в современном мире?
  • Почему русский язык называют мировым?

3.Объяснение нового материала.

3.1. Слово учителя с элементами беседы:

Человечество в ходе своего развития изобрело множество знаковых систем. Одни знаковые системы  необходимы, чтобы регулировать дорожное движение.

– Приведите пример.

Но, пожалуй,  больше всего систем человек создал для передачи своих мыслей и чувств.

– Какие знаковые системы для передачи  мыслей и чувств были созданы человеком?

– Какая система, на ваш взгляд, является самой развитой? Почему?

3.2. Работа с учебником.

  • Чтение материала §2, стр.8 – 9
  • Составление схем на основе прочитанного материала (1 ученик у доски, остальные самостоятельно в тетради).

4. Выработка умений, навыков.

4.1. Работа с учебником.

  • Выполнение упражнения 4:

– Прочитайте текст. Какая проблема в нём поднимается? О чём свидетельствуют приведённые в нём факты? К какому выводу они приводят?

  • Выполнение упражнения 5:

– Прочитайте текст. Определите его стиль и докажите правильность своего решения.

– По данному толкованию узнайте слова, восходящие к латинскому communis  (общий) и выпишите их, включив в предложение.

  • Ознакомьтесь с таблицей на стр.11 учебника.
  • Прокомментируйте, материал таблицы, дополнив её своими примерами.
  • Выполнение упражнения 6:

– Прочитайте текст. Какая функция языка выделена в тексте?

– Объясните различие в значении слов многозначность и многозначительность (индивидуальное задание: найти лексическое значение данных слов в толковом словаре и прочитать с примерами).

– Списать понравившийся абзац текста, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.  (Класс работает самостоятельно; 1 человек работает у доски)

5. Итог урока.

5.1. Беседа:

  • Что такое язык?
  • Какие знаковые системы называются естественными?
  • Какие знаковые системы являются искусственными?
  • Приведите пример живых языков.
  • Приведите пример мёртвых языков.
  • Назовите основные функции языка.

6. Запись домашнего задания с кратким комментарием учителя.

§2. Упражнение 7  (последнее задание выполнить письменно в форме сочинения – рассуждения; для формулирования тезиса используйте по вашему усмотрению одно из предложенных в упражнении высказываний).

 

 

Турслет 2016

9 сентября 2016 года состоялся традиционный школьный туристический слет "Мы за здоровый образ жизни"

О результатах конкурса "За успехи в воспитании"

На сайте ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО ознакомилась с результатами конкурса "За успехи в воспитании".

Конкурс "За успехи в воспитании"

Представлены необходимые документы и собственная воспитательная модель для участия в областном конкурсе "За успехи в воспитании".

ПНПО - 2011

30 марта 2011 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" я провела презентацию собственного педагогического опыта

Классный час, посвящённый 50-летию полёта в космос Юрия Гагарина

11 марта 2011 года врамках городского этапа конкурса "Самый классный классный" мною проведён открытый классный час, посвящённый 50-летию полёта в космос Юрия Гагарина